Что нужно знать о лицензиях с открытым исходным кодом и проприетарных лицензиях

Ноутбук хакера.

Когда дело доходит до использования, разработки и продвижения программного обеспечения, многочисленные лицензии, сопровождающие их, могут сбивать с толку даже опытных пользователей. Лицензии с открытым исходным кодом и проприетарные лицензии часто встречаются. Один позволяет людям более свободно использовать программное обеспечение, тогда как второй продвигает закрытый и охраняемый метод лицензирования.

В этом посте мы сравниваем открытые и проприетарные лицензии. Мы также обсуждаем, хорошо ли они работают вместе или отношения разошлись.

Введение в лицензирование программного обеспечения

Для непосвященных программное обеспечение существует в двух разных форматах. Давайте рассмотрим лицензирование как с открытым исходным кодом, так и с закрытым исходным кодом.

Лицензирование открытого исходного кода

Открытый исходный код - это тип лицензии на авторское право, который позволяет разработчикам просматривать, изменять и совместно использовать исходный код компьютерной программы. Обычно это бесплатное программное обеспечение, хотя доступно и премиальное программное обеспечение с открытым исходным кодом.

Обычно разработчик выбирает конкретную лицензию с открытым исходным кодом, подходящую для работы. Существует множество доступных, таких как Стандартная общественная лицензия GNU (GPL), Лицензия MIT или Общественная лицензия Mozilla (MPL).

Веб-сайт лицензии MIT.

Учитывая, что к коду пристально следят, эти цифры могут помочь в обеспечении соблюдения используемой лицензии. Более того, пользователи будут более заинтересованы в проведении проверки кода, учитывая, что они будут основными клиентами.

Однако программное обеспечение с открытым исходным кодом и оборудование часто поставляется "как есть", обычно без гарантии стабильности или поддержки. Таким образом, если для части программного обеспечения не доступен премиум-уровень, у вас могут возникнуть проблемы совместимости с вашей системой и другим программным обеспечением.

Собственное лицензирование

По сравнению с лицензиями с открытым исходным кодом, проприетарное лицензирование не имеет никакого надзора, кроме юридических законов о торговле - в данном случае, правил разработчика о том, как можно использовать программное обеспечение. Таким образом, вы часто можете встретить пылкое "хакерское" сообщество вокруг некоторых популярных программ.

Картинка с взломанной камеры Game Boy.

Практически каждое собственное название требует от вас принятия длинного набора положений и условий. После того, как вы примете этот юридический документ, он станет обязательным контрактом между вами и разработчиком, что означает, что вы несете ответственность за любые нарушенные вами условия.

Однако проприетарное лицензирование часто предусматривает исправления ошибок, патчи и поддержку для платящих конечных пользователей. Это не всегда так, но проприетарное программное обеспечение премиум-класса заинтересовано со стороны разработчика в том, чтобы оно работало для пользователей. Это потому, что они единственные, кто может решать проблемы.

Это также создает проблемы для пользователей, которые полагаются на программное обеспечение, от которого разработчик отказывается - часто лицензии остаются активными.

Сравнение лицензий с открытым исходным кодом и проприетарных лицензий

При рассмотрении как лицензирования с открытым исходным кодом, так и патентованного лицензирования есть несколько ключевых отличий. Давайте посмотрим на сводную таблицу, показывающую сравнение обеих моделей лицензирования.

Открытый источникПроприетарный
СтоимостьОбычно бесплатно, иногда с элементами премиум-классаУстанавливается разработчиком, хотя может быть и бесплатно
Авторские праваЛицензировано, кредит предоставляется первоначальному разработчику при внесении измененийЛицензируется только разработчиком, лицензиату предоставлены права на его использование.
Право собственности на исходный кодНет прав собственностиРазработчик владеет правами
Изменения исходного кодаЛюбой может изменять и перепрофилировать кодТолько разработчик может просматривать и изменять исходный код.

В целом, лицензирование с открытым исходным кодом и проприетарное лицензирование преследуют две разные цели. Первый ценит коллективное сообщество разработчиков, развивающее основную идею. Однако последнее, возможно, больше ориентировано на защиту прав использования и получение прибыли в первую очередь.

Могут ли лицензии на открытый исходный код и проприетарные лицензии работать вместе?

Существует множество примеров хорошо сочетающихся моделей лицензирования с открытым исходным кодом и проприетарных лицензий. Например, популярный разработчик кода JetBrains предоставляет открытые (и бесплатные) версии своего проприетарного лицензионного программного обеспечения премиум-класса.

Сайт JetBrains.

Однако другие компании восприняли открытый исходный код иначе. И Google, и Microsoft создали или приобрели проекты с открытым исходным кодом для создания проприетарного продукта. И Google Chrome, и Github являются проприетарными, но работают поверх браузера Chromium и Git соответственно.

Напротив, Elastic отменила лицензию на открытый исходный код для Elasticsearch, поскольку, по их словам, Amazon неэтично извлекла выгоду из программного обеспечения. Это показывает, что между двумя точками зрения все еще существует идеологическая разница.

Заключение

Короче говоря, открытые и проприетарные лицензии всегда будут мешать друг другу. Однако может существовать система, в которой компании по-прежнему сохраняют права на торговую марку, позволяя пользователям изучать и настраивать код. Преимущества кодовой базы и безопасности пользователей приносят огромную пользу каждому.

Недавно мы рассмотрели лучшее программное обеспечение с открытым исходным кодом для использования в 2021 году. Вы сторонник открытого исходного кода или для вас больше смысла в патентованном лицензировании? Дайте нам знать в комментариях ниже!

По теме:

2 комментария

  1. "Лицензии с открытым исходным кодом и проприетарные лицензии часто встречаются. Один продвигает закрытый и охраняемый метод лицензирования, тогда как второй позволяет людям более свободно использовать программное обеспечение ".

    Оно должно быть "бывшим", а не "последним".


    Ох! Спасибо за место, Рик!